» |
После похода Ермака в Сибирь уже через полвека русские вышли к берегам Тихого океана. История не знает подобных ошеломляющих темпов освоения и колонизации новых земель. Однако, несмотря на это, степное пространство между Иртышом и Ишимом было освоено намного позднее. До основания в 1716 году Омской крепости самым южным поселением на Иртыше была Чернолуцкая слобода. Поход за песочным золотом подполковника Ивана Дмитриевича Бухолца (Бухольца, Бухгольца) дал мощный толчок освоению Верхнего Прииртышья. В течение пяти лет вслед за Омской крепостью были заложены Железинская, Ямышевская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости. Но все эти крепости были на Иртыше, а за степные пространства междуречья, в том числе за земли юга современной Омской области вели спор джунгары и казахи. Первых русские именовали калмыками, вторых - киргизами. Сильное Джунгарсюе ханство располагалось на северо-западе современного Китая. Когда Бухолц подошел к Ямышевскому озеру и заложил там крепость, обеспокоенный правитель Джунгарии контайша Цеван-Рабдан напомнил ему, что, мол, эти земли издавна принадлежали калмыкам, а он с русскими не воевал и означает ли приход русского войска войну. Бухолц успокоил его и сказал, что идет искать серебряные и золотые руды. Кроме того, он направил к контайше посольство из пятидесяти человек во главе с поручиком Трубниковым, но это посольство захватили в плен казахи, которые воевали с джунгарами. Не дождавшись посольства, джунгары напали на Ямышевскую крепость и после трехмесячной осады вынудили отступить Бухолца к устью реки Оми. Этот эпизод говорит о сложных взаимоотношениях, которые были в первой четверти восемнадцатого века. Положение начало меняться во второй половине восемнадцатого века. К этому времени китайцы разгромили Джунгарское ханство, вырезали все его население вплоть до младенцев. Спаслись только те, кто бежал в Российскую империю. Подобная угроза нависла и над казахским населением, и во многом именно поэтому в 1731 году хан Младшего жуза Абулхаир вступил в русское подданство. Его поддержал и батыр Бугенбай, и в 1740 году Средний жуз во главе с ханом Аблаем принял российское подданство, однако при этом он стремился 11 проводить независимую политику и не платил установленный ясак. И только в 1822 году, в год образования первой Омской области, Указом царя в Среднем жузе была отменена ханская власть. Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усу- ней. В этногенезе казахов принимали участие аланы первых веков нашей эры, выходцы с Алтая - тюргеши, теле и другие племена тюркских каганатов (VI - VII вв.), племена огузов (IX - X вв.), кимаков и кыпчаков (VIII - XI вв.). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. Во втором тысячелетии будущие казахские племена перемешивались в составе государства караханидов (X - XI вв.), испытывали вторжение киданей - монгольских по происхождению племен.
В XV веке входили в состав Ногайского и Узбекского ханств. В начале XVI века образовалось Казахское ханство. Когда же первые казахские группы появились в Сибири? До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что в XVIII веке. Действительно, в основном, сибирская территория стала заселяться казахами со второй половины XVIII века. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири имеют более древнюю историю. Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в период религиозной войны 1394 -1395 годов. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в бассейне верхнего Тобола, Ишима, Иртыша. Границы казахов в Сибири сомкнулись с границами русского государства. Между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые центры пролегал через казахские степи. Но с начала XVII века экономические и политические связи России с казахским ханством были затруднены вторжением в южные районы Сибири западных монголов. Монголы заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.
К середине века их походы на казахские кочевья стали систематическими. Это отодвинуло казахов с сибирских территорий. Поражения от джунгарских войск приводили казахов к необходимости искать союзников. Часть казахов стала переселяться на север не с захватническими целями, а под защиту русского государства. В 1782 году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточились вдоль сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об отведении им земель. В этот период разрабатывается целый ряд законодательных мер, определяющим из которых был «Устав о сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах казахи тогда значились киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками. Ограничение территорий для кочевок, особенно в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно оседать. Пос тоянных поселений в нашем понимании тогда еще не было. Условия кочевой жизни диктовали свои законы. Скот содержался круглый год на подножном корме. Построек для скота не делали, сена на зиму не заготавливали.
Животные зимой сами добывали себе корм, разгребая снег копытами. Аулы свободно и часто переносились с одного места на другое. Селились по строго соблюдаемому закону : наилучшее место занимал старший в роде или старший из братьев, остальные ставили жилища по старшинству своего положения. Дерновые землянки, в которых казахи проживали зимой, скорее напоминали временные жилища. Печки для отопления строились из кирпича-сырца с горизонтальными колодцами- дымоводами. Спали на земляном полу, плотно застеленном кошмой. На день постель убиралась и стлались самодельные ковры с затейливым орнаментом. Пища состояла в основном из продуктов животноводства. Хлеба не знали до установления тесных контактов с русскими. В ограниченном количестве употреблялась соль. Ели за низкими столами, сидя на полу, скрестив ноги. Посуда изготавливалась из дерева и кожи. Ложками и вилками не пользовались, пищу брали пальцами. Название национального казахского блюда бешбармак означает «пять пальцев». Белье стирали мылом, которое готовили в домашних условиях. Для этого собирали и сушили особый вид полыни, называемой «алабота». Ее сжигали, собирали золу и в определенных пропорциях смешивали с костным жиром. Для его получения собирали кости и долго их кипятили. Рецепт изготовления мыла знали немногие. В мае жители всех аулов выезжали на жайляу (летнюю стоянку). Причем жайляу был один для многих близлежащих аулов.
Жили там до заморозков. За это время скот нагуливал жир, а люди заготавливали на зиму масло, сыры, различные травы. Развито было домашнее ремесло: ткачество, прядение, изготовление ковров, седел, посуды, пошив одежды и обуви, чеканка но серебру и др. 13 В колках собирали ягоды и березовую кору, из которой искусно варили жвачку черного цвета. В конце июля казахи вывозили на продажу в деревни ягоды, белую глину, заменявшую известь, а также кумыс, налитый в кожаные мешки (бурдюки). Дети постоянно находились возле скота. С раннего возраста их приучали ездить верхом на лошади, поэтому казахи были искусными и выносливыми наездниками. Все праздники сопровождались обязательной байгой (скачки верхом) с многочисленными участниками. Особенно почитался праздник Курбан, что приходится на середину лета. Вообще все казахи подразделяются на три жуза: Старший, Средний и Младший. Первое упоминание о них, по утверждениям казахских историков, относится к XVII веку. Такое деление связано со спецификой хозяйственно-культурных и исторических процессов. Старший жуз занимал южные земли.
В начале XX века их численность составляла 700 тысяч человек. Делились они на роды: жалаир, ошакты, канды, дуланты, сунны, албаны, уйсуни. Казахи Среднего жуза традиционно проживали в Северном, Центральном и Восточном Казахстане. В начале XX века их насчитывалось 1300 тысяч. Крупными племенами являлись аргыны (около 800 тыс.), найманы (400 тыс.), кыпчаки (150 тыс.), кереи (100 тыс.). Казахи Младшего жуза селились в основном в Западном Казахстане. Их численность в начале XX века составляла 1100 тысяч. Делились они на крупные племена: алимулы (около 300 тыс.), байулы (585 тыс.) и жетиру (275 тыс.). Существует легенда об Алаше, объясняющая происхождение жузов. Однажды у могущественного хана родился пегий (ала) сын. Придворные увидели в этом плохое предзнаменование и посоветовали хану отослать пегого сына в далекие края. Вскоре хан и его окружение забыли о нем. Время шло. Мальчик, названный Алашем, стал знаменитым батыром. Весть об Алаше дошла до хана.Он отправил к батыру сотню воинов, чтобы разузнать все о нем, но сотня не вернулась. Через некоторое время хан посылает вторую сотню, но и она не вернулась. Не вернулась и третья сотня. Пришедшие к Алашу три сотни (жуз - сотня) впоследствии и составили основу трех казахских жузов. А Алаш после смерти отца стал ханом. Омскую область населяют - в основном представители Среднего жуза: кереи, аргыны, кыпчаки, найманы и уаки. В начале XX века в Омском уезде аргыны составляли 13 тысяч, кыпчаки - 10 тысяч, кереи – 13 тысяч. В Нововаршавском районе проживали и проживают преимущественно кыпчаки. С середины XVIII века царское правительство стало принимать меры для земледельческой колонизации степной зоны русскими и переходу их к постоянному оседлому образу жизни. В связи с постоянной угрозой разорения степь осваивалась с помощью так называемых линий, цепью крепостей, редутов и острогов, которые защищали русские поселения от набегов. Наиболее известны из них Ишимская линия, Новая линия, Пресногорьковская или просто Горькая, так как линия проходила по большому числу горько-соленых и пресных озер. Пространство между озерами перегораживались рогатками. Одновременно шло урегулирование отношений и на законодательно- административном уровне. По «Уставу о сибирских киргизах» после отмены ханской власти племена Среднего жуза вошли во внутренние и внешние округа, которые организовывались царскими властями вплоть до 1844 года. Каждый округ состоял из 15-20 волостей, а в каждой волости было по 10-12 административных аулов. Округами руководили ага-султаны, которые стали первыми юридическими владельцами земельной собственности и получали жалование 100 рублей. Волостные управители приравнивались к чиновникам 12-го разряда. К началу XIX века установились твердые маршруты кочевок казахских родов. Некоторые из них имели протяженность до 1500 километров от Сыр-Дарьи до Тобола. Свои кочевки казахи начинали ранней весной с весеннего пастбища (кокгеу), с наступлением жары переходили на летние пастбища (жайлау), осенью перекочевывали на куздеу и с наступлением зимы на кыстау. Разводили казахи лошадей, верб-людов, овец, коров, коз. Основной отраслью было овцеводство.
С появлением русских переселенцев многие роды стали переходить к полуоседлому образу жизни, что привело к увеличению поголовья крупного рогатого скота. В конце XIX века в Омском уезде Акмолинской области 25-30 процентов казахов находились в переходной форме от скотоводства к оседлости. К началу XX века, то есть к моменту появления русских переселенцев на территории современного Нововаршавского района, казахи считались российскими подданными на казенных (государственных) землях, находящихся во временном их пользовании. «Временность» была достаточно условной, ибо многие аулы были основаны еще в начале восемнадцатого века. Так, в «Списке населенных мест Сибирского края», опубликованном в 1928 году, значатся аулы и деревни Уральского района, образованного после революции. Аул Кирибай основан в 1750 году, аулы Мусин, Утюгун, Сатбеков Славянского сельского совета основаны в 1800 году. Всего в Уральском районе было 39 аулов, входивших в аулсоветы № 3 и № 6.
В начале XX века в ковыльных степях на юго-востоке современного Нововаршавского района были разбросаны стойбища кочевавших здесь казахов. Это аулы Кузган, Шаган, Черен, Алкул, Тойтык, Тней и Караман. Аул Караман был основан волостным старшиной Караманом, сыном Арыстангула, в конце XIX века. Он был одним из самых богатых людей в округе. Для своего времени Караман был грамотным человеком. Поэтому его избрали на такую большую должность, хотя было ему всего 18 лет. В его подчинении находились несколько кочевых аулов казахов рода «сагал», племени кыпчаков. Караман прожил недолгую жизнь. Умирая, он всем простил долги, а самым бедным раздал часть своего состояния. Из поколения в поколение казахов о Карамане говорят как о человеке большой души и справедливости. Аул располагался на левом берегу Иртыша (в районе нынешнего железнодорожного моста). Вместе с Караманом одним аулом жили дети его старших братьев Ожау, Каражигита, Бекжигита и Богемая. Это деды и прадеды нынешних Ботбаевых, Аскеновых, Карабаевых, Муршиных, Султанмуратовых. Аул Караман всегда поддерживал тесную связь с аулом Курлеутов. Их кочевья располагались рядом. Потомки курлеутов - семьи Елемесовых, Абраевых, Шугулбаевых. Родственными узами с аулом Тобетов были связаны Чингисовы, Омаровы, Оспановы, Байжигитовы и другие. Дружеские отношения поддерживал Караман с одним из богатейших казахов того времени Таукелем - предком Бектаговых, АмагуловЫх, Жакиных. Караман сватал дочерей рода Таукель за своих сыновей, или, наоборот, отдавал своих дочерей за их родственников. Постепенно крепнут связи с русскими поселениями на правом берегу Иртыша. Были случаи, когда бедные парни-казахи нанимались в батраки к богатому хозяину Тараканову и даже крестились. Именно там научились русскому языку братья Чингисовы, Жакуп Кубенов. Став толмачами (переводчиками), они сыграли важную роль в укреплении связи с русскими. А Жакупа Кубенова до юнца жизни звали «Тылшекан», что означает «знающий русский язык». В 20-х годах кочевые аулы окончательно осели на берегу речки Кара- Су (Черная вода) и образовали единый аул под названием Караман. Источник могут видеть только авторизованные пользователи | |
Класс!
+2
|
Всего комментариев: 0 | |